Методические пособия для учителей русского языка и литературы

А.Н. Щербакова. Региональный компонент на уроках русского языка (на материале текстов из произведений В.К. Арсеньева)

Овладение навыками правописания относится к области формиро­вания языковой компетенции и поэтому контролируется на каждом этапе обучения. Особенно возрастает роль грамотного письма в связи с введени­ем новых форм итоговой оценки знаний учащихся, а именно ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе. Однако орфографические и пунктуационные те­мы по-прежнему остаются в числе наименее привлекательных для совре­менных школьников, что приводит к накоплению серьезных проблем к периоду итоговой аттестации. Совершенствование правописных навыков невозможно без качественного дидактического материала, дефицит кото­рого наблюдается в школьных учебниках, в основном включающих в уп­ражнения отдельные слова, словосочетания и предложения. Практически в школе не проводится наблюдение над пунктуацией целого текста, несмот­ря на то что текст становится предметом все более пристального рассмот­рения.

Предлагаемые нами тексты, составленные на основе входящих в трилогию об Уссурийском крае произведений В.К. Арсеньева, отличаются относительной самостоятельностью и завершенностью, о чем могуг свиде­тельствовать их названия, в основном соответствующие подзаголовкам, помещенным самим автором в начале каждой главы.

В авторский текст нами были внесены следующие изменения: со­кращение текста в целях сохранения сюжетной линии, синонимическая замена отдельных малоупотребительных слов, изменение отдельных син­таксических конструкций с целью насыщения текста разнообразными пунктуационными трудностями. В ряде случаев также была изменена ав­торская пунктуация и приведена в соответствие с современными нормами.

Предложенный дидактический материал можно использовать при подготовке различных видов заданий, направленных на совершенствова­ние правописных навыков:

- диктантов (объяснительных, свободных, «Проверяю себя», кон­трольных);

- изложений (полных и выборочных, подробных и сжатых, с эле­ментами рассуждения);

- разборов (орфографических и пунктуационных, устных и письмен­ных, полных и частичных).

Тексты легко членятся на части, объединенные одной микротемой, из ряда текстов можно составить один, что дает возможность использовать тот объем материала, который необходим на данном этапе урюка или на данном этапе обучения.

Материалы могут представлять интерес как для учителя, решающего задачи обучения и воспитания, так и для учащихся, приобретающих новые знания о родном крае, его своеобразной природе, климатических особен­ностях, истории его освоения. Предложенные тексты помогут осознать уникальность растительного и животного мира дальневосточной тайги, некоторые особенности народонаселения начала прошлого века.

Выдающийся исследователь, писатель и путешественник В.К. Ар­сеньев служил и работал на Дальнем Востоке около 30 лет (1900 - 1930). Описанные им наблюдения проводились более 100 лет назад, и тогда он уже высказывал некоторые опасения за судьбу нашего уникального края. Элементы краеведения, встраиваемые в учебный процесс, помогут не только решать узкоспециальные задачи, о которых было сказано выше, но и делать уроки русского языка более современными, позволяющими без дополнительных затрат учебного времени, в условиях его дефицита, доби­ваться воспитательного воздействия, способного в конечном счете обеспе­чить формирование чувства ответственности за будущее своей малой ро­дины.