Методические пособия для учителей русского языка и литературы

С.А. Калмыкова. Обогащение фразеологического запаса учащихся: система упражнений

Умение пользоваться языком в устной и письменной форме - «самая надежная рекомендация для каждого человека в его жизни и творческой деятельности». Поэтому в процессе обучения русскому языку школьни­ ки должны научиться правильно использовать языковые средства - в соот­ветствии с целью, содержанием речи и условиями общения. К таким язы­ковым средствам относятся и фразеологические обороты, придающие вы­сказыванию образность, красочность, особую экспрессию. Это определяет и необходимость обогащения фразеологического запаса учащихся. Однако, как свидетельствует практика, учащиеся зачастую употребляют фразеоло­гизмы некстати, нечетко представляют смысл устойчивых оборотов, не учитывают их стилистическую окрашенность. Эти ошибки объясняются тем, что 1) раздел «Фразеология» изучается согласно разным программам в 5 или 6 классах [2,3] и на его изучение отводится мало часов; 2) «нередки случаи формального изучения фразеологии, стремление поскорее пройти раздел и заняться настоящим делом - вставкой пропущенных букв и знаков препинания» [4]. В целом же к окончанию школы фразеологический запас школьников не только существенно не увеличивается, но и зачастую забы­вается то, что было изучено ранее.

Таким образом, работа по обогащению фразеологического запаса учащихся может быть эффективной только в том случае, если она не будет ограничена только одним эпизодом - временем изучения раздела «Фразео­логия», а будет выстроена определенная система работы с фразеологиче­скими оборотами. При этом необходимо учитывать, что обогащение фра­зеологического запаса школьников - это не только количественное расши­рение запаса фразеологизмов у учащихся (т.е. постепенное прибавление к уже меющимся в словаре учащегося новых фразеологизмов), но и качест­венное (т.е. уточнение значений и сферы употребления известных школь­нику фразеологизмов). Эта работа должна проводиться не в ущерб другим изучаемым разделам школьного курса русского языка, а быть тесно свя­занной с ними.

На наш взгляд, предлагаемая система упражнений позволит значи­тельно обогатить речь школьников фразеологизмами.