Методические пособия для учителей русского языка и литературы

Т.В. Хорошавина. Стихотворение В. Брюсова «Сонет к форме»: анализ лирического текста в аспекте литературного направления

Значимость аналитической работы школьников с ху­дожественным текстом, необходимость постижения сло­весно-художественного произведения в его формально­содержательном единстве не подвергается сомнению в со­временной методике преподавания литературы. Однако вопрос о том, как анализировать, по-прежнему остаётся актуальным, тем более если учитывать тот факт, что еди­ной, раз и навсегда данной схемы анализа не существует, так же как не существует и единой теоретической модели художественного произведения.

Вариант анализа лирического текста с эстетических позиций литературного направления может быть использо­ван при изучении поэзии серебряного века в одиннадцатом классе. На завершающей ступени школьного литературного образования современные программы во главу угла ставят категорию литературного процесса, в связи с чем учащиеся должны овладеть такими понятиями, как «литературное на­правление», «литературное течение». Именно литературный процесс серебряного века, часто и небезосновательно пред­ставляемый как острая борьба, смена и взаимовлияние ли­тературных течений и направлений, является благодатной почвой для этих целей. Как правило, в учебниках достаточ­но полно представлен материал, раскрывающий историю, эстетические принципы символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма, а также особенности творчества того или иного поэта-представителя того или иного направления. Однако практика (в том числе и вузовского преподавания) показывает, что в сознании учащихся признаки и принци­пы литературных направлений не связаны с конкретным литературным материалом, учащиеся зачастую неспособны самостоятельно осмыслить, как эстетические принципы ли­тературного направления реализуются в поэтической практике. Особенно сложен в этом отношении символизм, и наиболее распространённая ошибка при анализе символи­стского текста такова: если текст символистский, значит в нём используются символы.