Методические пособия для учителей русского языка и литературы

Т.И. Томилова. Организация элективного курса «Иноязычные слова в современной речи»

Современное преподавание учебных дисциплин в школе обязатель­но предполагает углубление учебного материала, развитие содержания одного из аспектов, удовлетворение познавательных интересов учащихся. Это определяет особенности изучения материала в обязательном курсе, а также требует разработки пециальных дисциплин - курсов по выбору и элективных курсов. Современные проблемы русистики позволяют пред­ставлять для углубленного изучения в школе самые разные вопросы.

Предметом глубленного изучения русского языка может стать ино­язычная лексика. Актуальность изучения иноязычных слов связана с тем, что в настоящий момент заимствование - один из активных языковых про­цессов. Экспансия новой культуры (культуры Запада) определяет новые стандарты жизнедеятельности в современном обществе, в том числе и стандарты речевого поведения, речевого употребления. Экономические,

политические, научно-технические преобразования, изменения в быту не могут не отражаться в языке. Количество современных заимствований до­вольно значительно. Если, по некоторым подсчетам, при жизни одного поколения обычно заимствуется до двух тысяч слов, то за последние деся­тилетия количество заимствований исчисляется не одним десятком тысяч.

Иноязычные слова интенсивно проникают во все сферы речевого употребления. Это и область экономики (бартер, брокер, дилер, дист­рибьютер, маркетинг, лизинг), политики (саммит, брифинг, импичмент,

пиар), новых технологий (компьютер, дисплей, файл, сайт), массовой культуры (ток-шоу, хит, сингл, блокбастер), спорта (бич-волей, плеймей-кер) и быта (гамбургер, чизбургер, ростер, джакузи и т.п.).